Обнаженка соц. сетевая. Почему мы это делаем?

(null)

Сегодня шанс узнать, что друг купил новую машину, выше в Instagram, чем за кружкой пива в баре. Мало видимся, редко созваниваемся. Социальные сети расскажут, кто женился или развёлся, кто куда переехал, у кого ребёнок пошёл в школу… Люди щедро делятся интимными событиями с миром. Почему так происходит? И стоит ли судить о человеке по его профилю «ВКонтакте»? Обсудим в этой статье.

Интернет задумывался как канал получения и передачи информации. Но быстро стал каналом коммуникации. От обмена мнениями в ЖЖ до создания «микромиров» в MySpace, Facebook и других социальных сетях.

Несколько лет назад вопрос «Ты есть в ВК?» был нормальным. Сегодня — нет. Конечно, есть! Если не своя, то фейковая страничка, но обязательно есть.

По данным ВЦИОМ, интернетом в России пользуется 66% совершеннолетних (!) граждан, то есть более 76 миллионов человек. 90% из них зарегистрированы в социалках.

Социальные медиа, а также электронная почта и мессенджеры изменили природу общения. В том числе отношение ко лжи.

Все врут!

Доктор Хаус прав: в той или иной мере, но лгут все. Каждый день. Логично было бы предположить, что больше всего врут в интернете. Можно оставаться анонимным, надевать любые маски.

Уловки из социальной инженерии и такие явления, как астротурфинг, — лишнее подтверждение тому, что Сеть полна лжи.

Но если абстрагироваться от сборов средств на спасение мнимого больного ребёнка и сообщений типа «Не спам! Работа не бей лежачего — зарплата $30 000», то вырисовывается абсолютно другая картина.

Таня Абросимова
SMM-специалист Лайфхакера
В интернете нет искренности. Откровенным, честным с самим собой человек может быть только в личном блоге с закрытым ото всех доступом. Для всех остальных будет транслироваться созданный образ, которому человек стремится соответствовать.

Профессор когнитивной психологии и коммуникаций Джефф Хэнкок (Jeff Hancock) провёл исследование честности в социальных медиа. Результат удивляет.

По мнению Хэнкока, человек не врёт без причины. Если он это делает, то чтобы:

защитить себя;
извлечь выгоду.
Но монитор и расстояние, по мнению профессора, не повод для лжи. Почему?

Есть (как минимум) две причины.

Устная речь появилась гораздо раньше письменной и, в отличие от последней, доступна всем. Отсюда исторически сакральное отношение к словам, зафиксированным на бумаге или в другом виде. Соврёшь вслух — половина не заметит, половина скоро забудет. Напишешь неправду — запомнят надолго и смогут доказать.
Социальные сети — это не просто статусы, фотографии и посты «ни о чём». Это люди, которые их создают и читают. Чаще всего — близкие люди. Кем ты будешь в глазах своих родственников, друзей, коллег, если соврёшь? Социальная ответственность и нормы морали повышают уровень правдивости.
Из этого можно сделать вывод, что обычные пользователи в социальных сетях чаще всего всё-таки говорят правду. Гипертрофированную, но правду.

Я — версия 2.0

Люди охотно выкладывают в Сеть фотографии и рассказывают про своих мужей и жён, детей (даже новорождённых), домашних питомцев, жилища… Только посмотрите, какой заботливый у меня муж — приготовил мне завтрак. Лайк! А какой милый у меня малыш — вот он какает. Лайк! Я в отличной форме в свои 35 — правда, мне к лицу новое платье? Лайк!

Не могу этого понять. Но, думаю, возможны два варианта. Первый, когда люди используют альбомы в социальных сетях как облачное хранилище. Второй — уже психология. Люди хотят получить положительную оценку окружающих.
Таня Абросимова, SMM-специалист Лайфхакера

Мы решили разобраться в психологии и обратились с вопросом, зачем люди устраивают «стриптиз» в социалках, к профессионалу.

Эгоцентризм и тщеславие

Анна Кутинова
практикующий психолог, гештальт-терапевт, семейный консультант
Есть такой тип личности — истероидный, или демонстративный. Такие люди склонны к театрализации. Активность в социальных сетях позволяет им постоянно обращать на себя внимание. Они уверены, что обязаны подарить миру свой «богатый внутренний мир».

Лайки и положительные комментарии тешат самолюбие таких людей. Они не терпят конкурентов, поэтому банят всех, кто не восхищается ими.

Истероиды — актёры, любят примерять на себя различные маски. Вот я дрянная девчонка, а вот я хозяюшка / вот я спортсмен, а вот я на крутой тачке.

Подмена понятий

Анна Кутинова
практикующий психолог, гештальт-терапевт, семейный консультант
Вторая причина в личностном дефиците. Неуверенность в себе, отсутствие стабильности, проблемы в личной жизни — всё это человек пытается компенсировать через социальные сети.

Девушку, неуверенную в своей привлекательности и ценности, видно сразу: у неё 1 679 фотографий, множество альбомов, статусы а-ля «Меня трудно найти, но легко потерять» и прочее.

Человека, неустроенного в жизни и зацикленного на успехе, тоже несложно вычислить. В его ленте только хорошие новости, бизнес-советы, рекомендации, как достичь успеха, и так далее. Он считает, что если его мир не идеален, то он недостоин любви.

Пары, демонстрирующие в соцсетях «идиллию», как правило, далеки от неё в жизни. Взаимные искренние чувства не требуют публичности. Напротив, люди стараются скрыть от посторонних то, что им дорого. Если мужчина или женщина постоянно пишет «Я люблю тебя» на стене партнёра вместо того, чтобы говорить это лично, значит, между ними нет контакта. В отношениях им важны не отношения как таковые, а статус «влюблён в такую-то» или «замужем за таким-то».

Таким образом, социальные медиа выдают желаемое за действительное:

у неуверенных в себе повышается самооценка;
лузеры «приближаются» к своей мечте;
а несчастные в любви получают иллюзию крепких отношений.
Социальные сети сильно влияют на самооценку. Человек выстраивает образ, прикладывает усилия для его поддержания, подливает всё новый и новый контент. Разумеется, он ждёт положительной оценки своих стараний. Если человек получает одобрение, самооценка растёт. Если нет ожидаемой реакции — падает.
Таня Абросимова, SMM-специалист Лайфхакера

Анна Кутинова
практикующий психолог, гештальт-терапевт, семейный консультант
Признание окружающих, их любовь и внимание в умеренной степени нужны всем. Даже самодостаточный человек улыбнётся, увидев приятный комментарий под своим фото. Но в социальных сетях эта потребность зачастую приобретает гипертрофированный характер. Личности с неустойчивой самооценкой подсаживаются на лайки и комментарии, как на наркотик. Такие люди не любят себя и не видят своей ценности. Гармоничному человеку лайки и комментарии не нужны.

Последствия

К чему приводит подобная откровенность в социальных сетях? К укоренению психологических проблем и всё большему разрушению реальных межличностных связей.

Текст никогда не передаст эмоций межличностного общения. Отсюда недомолвки, недосказанности и другие «недо».
Таня Абросимова, SMM-специалист Лайфхакера

Анна Кутинова
практикующий психолог, гештальт-терапевт, семейный консультант
Можно разучиться общаться. Перестать быть самим собой, быть спонтанным. Ведь в Сети у вас всегда есть время на то, чтобы обдумать сообщение, чтобы подстроить его под свой образ.

Но самая большая опасность не в виртуальных ролях как таковых, а в переносе их в реальную жизнь.

Жизнь не влог, её нельзя поставить на паузу или перемотать. Советчики в «Моём мире» не помогут вам помириться с мужем или, к примеру, найти девушку. Пока вы лайкаете и репостите, лишние килограммы остаются при вас, дома сохраняется бардак, а друзья становятся знакомыми.

В завершение просьба. Напишите в комментариях, как вы относитесь к душевному стриптизу в социальных медиа? И откровенничаете ли сами со своими друзьями и подписчиками?

Лайфхак

Комментарии:

Добавить комментарий